Алалия - это нарушение речи, когда человек не способен правильно артикулировать звуки речи или выполнять некоторые движения и позы, необходимые для правильного произнесения слов. Изучение алалии - это одна из важнейших задач логопедии и дефектологии. Ведь речь является основным средством коммуникации для людей, и недостаток в этой области может серьезно повлиять на их жизнь и общение с другими.
Р. Е. Левин - известный российский логопед и дефектолог, который внес значительный вклад в изучение алалии и разработал свое собственное определение этого нарушения речи. В своей работе Левин выделил несколько групп алалии, которые отличаются по причинам и симптомам. Знание этих групп позволяет более точно диагностировать и классифицировать алалию у пациентов.
Первая группа алалии согласно определению Левина включает детей с органическими поражениями центральной нервной системы. Это может быть вызвано врожденными дефектами или травмами, полученными в раннем детстве. Пациенты этой группы имеют нарушения моторики речевого аппарата, включая лицо, губы, язык и голосовые связки.
Вторая группа алалии, по мнению Левина, включает детей с нарушениями психического развития. В этих случаях алалия связана с задержкой развития речи и общения. Пациенты могут испытывать трудности с формированием звуков, словарным запасом и пониманием речи. Это нарушение речи требует специального подхода в лечении и реабилитации каждого пациента в индивидуальном порядке.
Алалия – определение и число групп по Р Е Левину
Р Е Левин в своей классификации выделяет 3 группы алалии:
- Моторная алалия, при которой нарушена способность контролировать и координировать движения речевого аппарата для производства речи. Пациенты, страдающие этой формой алалии, имеют проблемы с выговариванием звуков, слогов и слов.
- Сенсорная алалия, которая характеризуется трудностями в поиске правильных слов и понимании речи окружающих людей. Пациенты с этой формой алалии могут использовать неправильные слова, неправильное склонение и словоупотребление.
- Амнестическая алалия, которая связана с нарушением памяти на слова. Пациенты с этой формой алалии имеют проблемы со звуковым представлением слов и их запоминанием.
Определение и классификация алалии по Р Е Левину помогают в диагностике и указывают на особенности нарушений в речи, что важно для разработки соответствующей реабилитационной программы.
Что такое алалия?
По определению Р.Е. Левина, алалию можно разделить на следующие группы:
- Фонетическая алалия (дисафазия) - нарушение фонетической структуры и интонации речи, что приводит к затруднениям в произношении отдельных звуков и звукосочетаний. При этом понимание речи может сохраняться, а пациент сможет писать без особых проблем.
- Динамическая алалия (динефазия) - нарушение динамической структуры речи, связанное с проблемами в формировании и поддержании ритма, темпа и интонации.
- Синтаксическая алалия (синефазия) - нарушение синтаксической структуры и грамматики речи, что приводит к неправильному использованию слов, фраз и предложений.
- Лексическая алалия (лексефазия) - нарушение использования и понимания слов и их значения, что приводит к затруднениям в формировании связных высказываний.
Алалия может быть причинена различными факторами, включая нарушения развития речи у детей, травмы головы, цереброваскулярные заболевания и другие неврологические состояния. Лечение алалии может включать речевую терапию, физико-терапевтические упражнения и другие методы, направленные на восстановление и развитие речевых навыков.
Определение алалии по Р Е Левину
Р Е Левин выделяет четыре основные группы алалии:
Группа | Описание |
---|---|
Алалии на базе неправильного формирования моторики артикуляционного аппарата | Передвижение или формирование артикуляционных органов проводятся без нарушений, однако речевого акта достичь не удается из-за нарушения формирования отдельных звуков или групп звуков. |
Алалии на базе нарушения артикуляционной и фонационной деятельности | Нарушены движения или формирование артикуляционных органов и связанная с ними фонационная деятельность. |
Алалии на базе нарушения артикуляционной и активности артикуляционной мускулатуры | Нарушены движения или формирование артикуляционных органов и активность артикуляционной мускулатуры, не связанная с нарушением фонации. |
Алалии на базе болезненных или перекрестных взаимодействий артикуляционных и фонационных факторов | Речевой акт нарушен из-за болезненных или перекрестных взаимодействий между артикуляционной и фонационной деятельностью. |
Определение алалии по Р Е Левину позволяет выявить и классифицировать различные формы нарушений речевого акта, что помогает разрабатывать подходящие методы лечения и реабилитации.
Виды алалии
Моторно-динамическая алалия | Основной тип алалии, при котором возникают проблемы с координацией и контролем артикуляционного аппарата. Пациенты могут испытывать трудности с артикуляцией звуков, слов и фраз, а также с контролем дыхания и голоса. |
Акустико-фонематическая алалия | При таком типе алалии нарушена способность различать и распознавать звуки и фонемы речи. Пациентам трудно понимать речь других людей и правильно воспроизводить звуки и слова. |
Аксионально-синтаксическая алалия | Этот тип алалии связан с нарушением способности формировать и понимать синтаксически правильные предложения. Пациенты могут испытывать трудности с грамматикой, построением предложений и пониманием сложных текстов. |
Амнестическая алалия | При амнестической алалии возникают проблемы со вспоминанием и использованием слов и фраз. Пациенты могут забывать знакомые слова, путать их или затрудняться с выбором правильных выражений. |
Каждый тип алалии обусловлен особыми патологическими процессами и требует индивидуального подхода к лечению и коррекции речевых нарушений.
Первая группа алалии по Р Е Левину
Р Е Левин выделяет первую группу алалии, которая характеризуется нарушением формирования активной позиции артикуляций и недостаточным контролем над речевыми органами.
Данная группа алалии включает в себя типы нарушений такие, как дизартрия и дизграфия. Дизартрия характеризуется нарушением артикуляционных процессов, что приводит к нечеткости и неясности произношения. Дизграфия, в свою очередь, является нарушением графического написания речи, что проявляется в трудностях с письмом и орфографией.
В первую группу алалии также входят другие виды нарушений, связанные с неправильным функционированием речевых органов.
Вторая группа алалии по Р Е Левину
Вторая группа алалии включает следующие виды:
- Алалитическая алалия - характеризуется нарушением произношения отдельных звуков, как правило, в начале и середине слова.
- Синтетическая алалия - характеризуется объединением нескольких гласных звуков в один при произношении, а также перестановкой и искажением звуковоспроизведения.
- Аксентуационная алалия - характеризуется нарушением правильного ударения в словах, что приводит к искажению и неправильному произношению гласных звуков.
Особенности второй группы алалии напрямую связаны с нарушениями артикуляции гласных звуков и требуют особого внимания при диагностике и коррекции речевых нарушений у детей.
Третья группа алалии по Р Е Левину
В своем определении алалии Р Е Левин выделяет третью группу, которая характеризуется ограниченной способностью к произношению звуков и слогов. Люди этой группы испытывают трудности в артикуляции и не могут сформировать правильные звуковые образы.
Основным признаком третьей группы алалии является фонетическое нарушение, вызванное дефектом артикуляционного аппарата. Люди с алалией третьей группы произносят звуки нечетко, неразборчиво или совсем не произносят их. Они также испытывают трудности в правильном образовании слогов и произношении слов.
Пациенты с третьей группой алалии могут испытывать различные проблемы в общении, так как их речь плохо понятна и трудно воспринимается окружающими. Однако, с помощью специальных методик и тренировок, возможно значительное улучшение артикуляции и произношения.
Четвертая группа алалии по Р Е Левину
Р Е Левин выделяет четыре группы алалии, основываясь на патологическом процессе, который приводит к нарушению речи. Четвертая группа алалии включает случаи, когда нарушение речи обусловлено поражением центров предварительного программирования и планирования речи.
Пациенты с четвертой группой алалии испытывают сложности с формированием целостных речевых высказываний из отдельных слов и фраз. Они могут испытывать затруднения с выбором правильных слов и синтаксической организацией речи.
При данном типе алалии наблюдаются такие симптомы, как слабость в передаче смысла речи, неправильное употребление слов, затруднения в формулировании высказываний. Пациенты могут использовать неверную грамматику, допускать ошибки в синтаксисе и сложно общаться с окружающими.
Важно отметить, что каждый пациент может проявлять различные симптомы данного типа алалии, их выраженность может быть индивидуальной. Лечение и реабилитационные мероприятия для пациентов с четвертой группой алалии должны быть направлены на восстановление функций планирования речи и улучшение синтаксических навыков.