Технология мозгового штурма и ТРИЗ-инструменты
Без рубрики

Технология мозгового штурма

Мозг человека стремится по-максимуму облегчить себе жизнь и экономить ресурсы. Поэтому привычки очень прочно вошли в нашу жизнь: идти привычным машрутом, воспользоваться этой картой, использовать этот проверенный алгоритм в конкретной задаче бизнеса и не только. И рано или поздно мы оказываемся там, где не действуют прежние алгоритмы, технологии и шаблоны решений. Что делать? Использовать мозговой штурм!

Он позволяет призвать на помощь коллективный разум — что называется, «одна голова — хорошо, пять — еще лучше!» При этом каждый человек в собранной группе мыслит по-разному, в рамках своей привычной логики. А значит, за счет разных взглядов можно пойти совершенно другим путем и прийти к новому, необычному решению, которое может стать ключом к росту бизнеса или искоренению конкретной проблемы как «занозы».

Метод мозгового штурма: нет пределов совершенству

Мозговой штурм (МШ, брейнсторминг, brainstorming) — это метод групповой работы, где несколько человек и один ведущий «штурмуют» проблему для ее эффективного решения. Такое «взятие Бастилии» основано на стимулировании творческой активности, когда участники в обсуждении высказывают различные идеи, как можно решить конкретную проблему. При этом идеи могут быть максимально фантастичные — это необходимо, чтобы избежать стереотипов мышления и мыслить настолько нешаблонно, насколько это возможно. Нет границ — нет пределов совершенству.

Но просто так предлагать идеи — так себе занятие. В конце концов, один участник может начать перебивать другого, третий будет настаивать на своей идее, а остальные будут просто смотреть в смартфон, всем видом показывая, «когда же это закончится и можно будет уйти отсюда».

Для этого были придуманы различные алгоритмы проведения мозгового штурма. Организация и проведение брейнсторминга — важная часть всего мероприятия, от которого зависит конкретный успех.

Какие задачи можно решить методом мозгового штурма?

Брейнсторминг помогает сориентироваться в проблеме, когда информации практически нет или ее очень мало. Благодаря ему появляется тот фундамент, от которого можно отталкиваться — тем самым метод задает направление, в котором спрятано решение.

Поэтому МШ используют для поиска альтернативных решений проблем, когда нужно расширить сферы применения уже созданного и запущенного в продажи продукта. Таким образом можно изменить его позиционирование и отстроиться от конкурентов, а еще — найти новые ниши на рынке для эффективной реализации услуг (также можно использовать такой инструмент ТРИЗ как метод изменения взаимодействий).

Еще он помогает выбрать направление, в которое стоит развивать товары и услуги, а также как их следует совершенствовать. Метод помогает в поиске ресурсов внутри системы (еще это отлично делает метод Робинзона Крузо)  — тем самым можно оптимизировать затраты и не тратиться на другие ресурсы, которые затем еще придется адаптировать в производственный процесс.

Наконец, брейнсторминг помогает выявить недостатки изделия (еще это можно сделать с помощью диверсионного анализа).

В любом случае речь идет о получении с помощью МШ первичных сырых идей, которые еще предстоит доработать с помощью других методик. Выше в скобках мы указали альтернативные методы ТРИЗ, с помощью которых можно «допилить идеи напильником» и глубже погрузиться в решение задач.

Плюсы и минусы технологии мозгового штурма

Мозговой штурм как метод — простой и доступный инструмент, не требующий дополнительных средств. Хорош для применения на начальном этапе решения проблемы, когда логические рассуждения еще не на чем строить. Как и у любого другого метода, у него есть свои плюсы и минусы.

Недостатки брейнсторминга:

  • Не дает конкретного решения, а только указывает, в какую сторону копать.
  • Использование не по назначению для неподходящих типов задач, например, сложных многоходовых.
  • Работу в группе часто сложнее организовать, чем индивидуальную.
  • Нарушение правил генерации идей. Критика и оценка снижают творческое мышление участников и убивают инициативу.
  • Сложность оценки и экспертизы полученных идей. Как следствие, трудно определить лучшие решения.
  • Эффективность метода зависит от личности ведущего.

Преимущества мозгового штурма:

  • Снимает психологическую инерцию и стимулирует креативность (есть альтернативные ТРИЗ-инструменты: метод фокальных объектов (МФО), Оператор РВС, Фантограмма и другие).
  • Участники группы работают в комфортной обстановке и потому принимают активное участие (сила коллективного разума).
  • За одну сессию можно придумать от 50 до 200 идей (а если дополнительно использовать МФО — то еще больше).
  • Помогает найти направление решения несложных организационных задач.

Мозговой штурм + инструменты ТРИЗ для бизнеса

Как и любой другой креативный метод, Мозговой штурм эффективен для решения определенного типа задач в бизнесе. Среди множества его вариантов можно всегда выбрать тот формат, который больше подходит для вашей компании. Если в команде на постоянной основе есть обученный ведущий, брейнсторминг можно использовать каждый раз, как возникает необходимость в быстром и нестандартном решении проблемы.

Кроме того, если использовать МШ вместе с другими инструментами ТРИЗ, то можно получить ряд эффективных, а главное, реализуемых идей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *