Метод фокальных объектов в ТРИЗ
Без рубрики

Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов (МФО)– эвристический метод решения задач, который помогает развить творческое мышление и навыки изобретательства. Это не инструмент ТРИЗ, но некоторые тризовцы им с удовольствием пользуются. Потому что, «если это работает, то почему нет». На первый взгляд кажется, что эвристические термины сложные. Частично это так. Но если перевести их на доступный русский, выходит вполне понятно.

Фокальный объект — это на самом деле то, что находится в фокусе внимания решаемой задачи. Ищем новый способ применения будильника, фокальным объектом будет будильник или новый способ его использования. Решаем, откуда привлечь новых посетителей на выставку, в центре задачи — сама выставка или отдельный стенд.

МФО — это способ придумать много-много самых неожиданных и неочевидных идей для решения задачи, в центре которой находится наш фокальный объект. Впервые метод был придуман и описан в 1926 году профессором Берлинского университета Э. Кунце. В 50-е годы усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом.

Как всякий метод генерации идей, МФО должен снимать стереотипы мышления, уводить вас с протоптанной тропинки рассуждений и ассоциаций

МФО подходит для решения задач:

  • по совершенствованию товаров и услуг
  • по продвижению товаров и услуг
  • по поиску новых рыночных сегментов
  • по поиску новых способов применения технологий и продуктов
  • по поиску новых идей для дизайна, сюжетов, сценариев и статей

Суть метода фокальных объектов

Выбираем фокальный объект и присоединяем к нему свойства и характеристики других случайных объектов. Чем меньше логических связей и ассоциаций у новых объектов с фокальным, тем интереснее и фантастичнее создаются идеи.

Этот способ помогает уйти от стереотипов к новым ассоциациям и дать стимул для развития творческого мышления.

Как работает метод фокальных объектов на примере

  1. Анализируем исходную ситуацию и выбираем цель. Например, придумать новый способ применения будильника.
  2. Выбираем фокальный объект. В нашем примере — будильник.
  3. Составляем список выбранных наугад объектов. От 3 до 7. Например, ножницы, коврик, подушка, зубная щетка, лягушка, шкаф и кастрюля.
  4. Составляем список свойств каждого объекта. Надежный, красивый, удобный тут не подойдут. Свойство должно быть конкретным. Например, ножницы твердые, острые и имеют кольца для пальцев.
  5. Переносим выбранные свойства на фокальный объект (как показано на рисунке ниже).
  6. Генерируем новые идеи. Например, будильник с кольцами для пальцев в момент пробуждения колет небольшими шипами или слабыми разрядами тока.
  7. Анализируем и отбираем те идеи, которые нам подходят.

На выходе из множества даже самых бредовых идей найдутся такие, которые позволят придумать что-то совершенно новое, отличное от других.

Типичные ошибки при использовании МФО:

  • Нечеткое определение цели: что хотим получить в результате. «Что-нибудь из чего-нибудь» — не подойдет.
  • Выбор «близких» объектов для переноса свойств. Лучше пусть совсем из другой области. Не откидывайте сразу заведомо «неподходящие» варианты. Если идти по алгоритму, они наверняка подкинут вам пару-тройку внезапных идей.
  • Использование «типовых» свойств: дорогой, полезный, служебный и проч.
  • Пропуск свойств, не дающих идей. В этом случае используйте вторичные ассоциации. Например, желтый — солнце, песок.

В процессе решения будет велико желание подогнать очевидные идеи под конкретные свойства продукта. Не делайте так. Если перепрыгнуть несколько пунктов алгоритма, вы потеряете другие, неочевидные решения. А ведь в этом вся фишка МФО.

С помощью метода фокальных объектов 1 человек за 1 час может создать 20-30 новых идей. В команде из 5-6 человек результаты будут еще внушительнее — от 50 до 100 идей. Вполне жизнеспособных и конкурентных.

Итог

Метод отличается простотой и большими  возможностями поиска новых точек зрения на проблему. В нём используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.

Результативность поиска с помощью МФО во многом определяется «чувствительностью» к конструкциям языка, умением строить оригинальные ассоциативные цепочки.

Практика МФО

Посмотреть, как это выглядит на практике, и получить навыки применения МФО можно на курсе «Креативность как технология».

Анна Качан-Юрина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *